Об историях

Нарративный подход в работе с людьми основывается на том, что мы строим свою жизнь в соответствии с историями, которые мы рассказываем о себе самим себе и другим, и в соответствии с историями, которые рассказывают о нас другие люди. Важно отметить, что сам человек - не единственный автор историй своей жизни.

Эта метафора "жизнь как история" дает возможность клиенту и фотографу сотрудничать, создавая осмысленные, выразительные предпочитаемые истории жизни, воплощать их в реальности

Человек не является единственным автором историй или дискурсов, которые придают облик его жизни. Индивидуальные истории - это нити, вплетенные в социальную ткань жизни. Проблемы, с которыми люди сталкиваются в жизни, развиваются во взаимодействии внутри сообществ. Если целью работы психолога является создание изменений в подобных взаимодействиях, то результаты этой работы могут повлиять как на опыт и переживания отдельных людей, так и на климат в сообществах в целом.

 

Нарративная терапия выросла из традиции семейной психологии, подчеркивавшей роль семьи как  "интерпретирующего сообщества". Однако сосредоточение на семье как первичной терапевтической единице также может быть излишне узким и жестким. Для того чтобы новые истории, возникающие в процессе консультирования, продолжали жить, развиваться и оставаться значимыми, они должны укорениться в дискурсе сообщества, а не только в умах психолога и того, кто обратился к нему за помощью.

Альтернативная история должна стать известной, а для этого ей нужны благосклонные слушатели. Их задача - выслушать историю в том виде, в каком она излагается, и откликнуться на нее. Отклик может быть разным: признание и одобрение в виде кивков и аплодисментов, написание отзывов или содействие в развитии новой истории.

 

Нарративный практик специально привлекает к работе с новыми историями то сообщество, которое доступно. Психологи могут задаться вопросом: как привлечение посторонних соотносится с принципом конфиденциальности. Нарративные практики не нарушают этических принципов. Все, что они делают для распространения предпочитаемой истории клиента, делается с его информированного согласия. Этическая опасность сокращается из-за того, что распространяемые истории - это истории о том, чем можно гордиться.

 

Источник: Дарья Кутузова «Вестник практической психологии образования» №4 2007 год