Проблематика психологии фотографии

NB: Для начала хочу подчеркнуть, что в этом тексте речь идет в первую очередь о портретной фотографии для частных лиц.

 

В своей работе я провожу прямую аналогию между портретной фотосессией и психологической и психотерапевтической сессией - они сходи в целом ряде моментов:

  • в структуре процессов,
  • в озвученном и скрытом запросе клиента,
  • в психологических механизмах, прямо обеспечивающих и фотографическое, и психотерапевтическое взаимодействие и их успешность.

Когда я говорю о портретной фотографии, я имею в виду систему из трех составляющих: двух субъектов - фотограф и портретируемый - и собственно фотографию - как материальное выражение процессов, которые происходят между этими субъектами.
 

Я считаю фотографа помогающим специалистом, который сознательно и бессознательно, имея или не имея психологического образования, но глубоко взаимодействует с внутренним миром клиента.


Портретируемый может присутствовать на сессии один, в паре (муж и жена, мать и ребенок) или в группе (семья). Фотограф взаимодействует всегда с субъективной единицей - с личностью, с парой или с группой (т.е. субъектом взаимодействия с парой выступает именно пара, а не две личности). Это обстоятельство диктует разный подход ко всем процессам и стадиям в зависимости от субъекта съемки.


Когда мы говорим о взаимодействии субъектов, то оно проходит цикличные стадии:

  • подготовки и планирования
  • самой съемки
  • пост-съемочного взамодействия - ожидания и просмотра фотографий

Когда портретируемый просматривает готовые фотографии, он проходит процесс репродукции всех стадий фотосета - ситуации подготовки и самой съемки, а также (ре-)конструирования своего образа (ожидание, реальность, имеющиеся представления о себе, новые представления о себе), связывая этот процесс с личностью фотографа как отражающей системы.
 

Фотография как носитель субъектности фотографа и портретируемого в итоге несет в себе следующие уровни:

  1. создание фотографии (получение опыта)
  2. просмотр фотографии через разные отрезки времени (извлечение опыта)
  3. репродукция конструктов, включенных в фотографию, на разных отрезках времени, прошедшего после съемки (операции памяти)

Таким образом можно сформулировать следующую актуальную проблематику психологии фотографии (предмет ее исследования):

 

  1. Выбор фотографа клиентом (конструирование представлений о себе-идеальном по портфолио фотографа)
     
  2. Явный и скрытый запрос клиента (мотив фотосессии)
     
  3. Особенности сессии в зависимости от субъекта съемки - личность, пара, семья
     
  4. Динамика фото-сессии как динамика процессов конструирования субъектного опыта и представлений о себе и другом в сессии (и в серии сессий) у фотографа и портретируемого (процессы ментализации)
     
  5. Личные качества фотографа и его активная и осознанная позиция в управлении сессией
     
  6. Гендерный аспект в фотографии как репрезентация образа идеального и реального "я"
     
  7. Выбор момента и предвосхищение момента для кадра фотографом (прогнозирование поведения портретируемого на основе субъективного опыта фотографа и theory of mind клиента)
     
  8. Со-настройка фотографа и клиента (как нейробиологический механизм)
     
  9. Эмоциональные реакции на сессии и их обусловленность (зеркальные нейроны, эмпатия, проблематика, сходная с психотерапевтическим сеттингом)
     
  10. Фотография как результат сессии и ее не-конечность как опыта. Фотография как основа для дальнейшей работы в само-конструировании образа "я" у клиента
     
  11. Восприятие фотографии в первый момент просмотра и по прошествию времени (специфика и обусловленность)
     
  12. Выгорание фотографа (как нарушение эмпатических процессов)
     
  13. Техника безопасности клиента и фотографа (психогигена)
     
  14. Профессиональная этика фотографа. 
     
  15. Супервизия и личная психотерапия фотографа