О восприятии изображений

Наше видение изображений опосредовано нашим жизненным и культурным опытом. Мы воспринимаем картины, основываясь на нашем собственном опыте, и сознательно или бессознательно достраиваем сообщение, которое вложено в изображение, исходя из той куль­туры, в кото­рой мы живем. 
Чтобы увидеть картину так, как ее видел художник и его пуб­лика, нужно прежде всего реконструировать их опыт взаимодействия с изобра­жениями, а не рассчитывать на то, что мы верно воспримем содержание этих изобра­жений, исходя из нашего опыта.
<...>
Мы должны отказаться от чистого созерцания и поиска прекрасного в любом произ­ведении искусства. Гораздо проще (и часто - гораздо интереснее) смотреть на произведение искусства как на сообщение, или, иными словами, как на ком­муникативный акт.
<...>
Чистое созерцание - это радость одиночки. Удовольствие, основанное на понима­нии, - это разделенное удовольствие, а оно, как правило, сильнее вдвое".

 

Наталия Мазур
Историк культуры. Кандидат филологических наук.

Специалист по исследованиям визуальной культуры