NB: Для начала хочу подчеркнуть, что в этом тексте речь идет в первую очередь о портретной фотографии для частных лиц.
В своей работе я провожу прямую аналогию между портретной фотосессией и психологической и психотерапевтической сессией - они сходи в целом ряде моментов:
- в структуре процессов,
- в озвученном и скрытом запросе клиента,
- в психологических механизмах, прямо обеспечивающих и фотографическое, и психотерапевтическое взаимодействие и их успешность.
Когда я говорю о портретной фотографии, я имею в виду систему из трех составляющих: двух субъектов - фотограф и портретируемый - и собственно фотографию - как материальное выражение процессов, которые происходят между этими субъектами.
Я считаю фотографа помогающим специалистом, который сознательно и бессознательно, имея или не имея психологического образования, но глубоко взаимодействует с внутренним миром клиента.
Портретируемый может присутствовать на сессии один, в паре (муж и жена, мать и ребенок) или в группе (семья). Фотограф взаимодействует всегда с субъективной единицей - с личностью, с парой или с группой (т.е. субъектом взаимодействия с парой выступает именно пара, а не две личности). Это обстоятельство диктует разный подход ко всем процессам и стадиям в зависимости от субъекта съемки.
Когда мы говорим о взаимодействии субъектов, то оно проходит цикличные стадии:
- подготовки и планирования
- самой съемки
- пост-съемочного взамодействия - ожидания и просмотра фотографий
Когда портретируемый просматривает готовые фотографии, он проходит процесс репродукции всех стадий фотосета - ситуации подготовки и самой съемки, а также (ре-)конструирования своего образа (ожидание, реальность, имеющиеся представления о себе, новые представления о себе), связывая этот процесс с личностью фотографа как отражающей системы.
Фотография как носитель субъектности фотографа и портретируемого в итоге несет в себе следующие уровни:
- создание фотографии (получение опыта)
- просмотр фотографии через разные отрезки времени (извлечение опыта)
- репродукция конструктов, включенных в фотографию, на разных отрезках времени, прошедшего после съемки (операции памяти)
Таким образом можно сформулировать следующую актуальную проблематику психологии фотографии (предмет ее исследования):
- Выбор фотографа клиентом (конструирование представлений о себе-идеальном по портфолио фотографа)
- Явный и скрытый запрос клиента (мотив фотосессии)
- Особенности сессии в зависимости от субъекта съемки - личность, пара, семья
- Динамика фото-сессии как динамика процессов конструирования субъектного опыта и представлений о себе и другом в сессии (и в серии сессий) у фотографа и портретируемого (процессы ментализации)
- Личные качества фотографа и его активная и осознанная позиция в управлении сессией
- Гендерный аспект в фотографии как репрезентация образа идеального и реального "я"
- Выбор момента и предвосхищение момента для кадра фотографом (прогнозирование поведения портретируемого на основе субъективного опыта фотографа и theory of mind клиента)
- Со-настройка фотографа и клиента (как нейробиологический механизм)
- Эмоциональные реакции на сессии и их обусловленность (зеркальные нейроны, эмпатия, проблематика, сходная с психотерапевтическим сеттингом)
- Фотография как результат сессии и ее не-конечность как опыта. Фотография как основа для дальнейшей работы в само-конструировании образа "я" у клиента
- Восприятие фотографии в первый момент просмотра и по прошествию времени (специфика и обусловленность)
- Выгорание фотографа (как нарушение эмпатических процессов)
- Техника безопасности клиента и фотографа (психогигена)
- Профессиональная этика фотографа.
- Супервизия и личная психотерапия фотографа